14 Октябрь 2024 | Новости культуры
прочитано 1517 раз Героиня труда, кормящая мать, звезда экрана или королева ночной жизни — кто она, настоящая жительница столицы?
С точкизрения официальной пропаганды москвичка 20-30-х годов прошлого века выступаетс трибуны, прыгает с парашютом, водит трамваи, строит метро. Таким женщинам посвящено несколькозалов выставки «Москвичка. Женщины советской столицы», которая стала главным проектом года Музея Москвы. Актриса Любовь Орлова, жена вождя Надежда Крупская, художник по тканиЛюдмила Маяковская, замначальника Метростроя Татьяна Федорова смотрят на нас с афиша, плакатов, фотографий и портеров работы Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского и других художников прошлого столетия. Свыше 2000 экспонатов из более 30 российских музеев и частных коллекций!
Но кураторывыставки обращают внимание не только на стахановок, жен ответственных партработникови звезд экрана. Они напоминают, что во времена НЭПа Москва изобиловалаподпольными казино и притонами, а ночная жизнь била ключом. Это было времясвободных отношений и нравов. Семейная политика большевиков по мировым меркам считаласькрайне радикальной – аборт впервые в мире стал легальным, а фактический брак приравнялик зарегистрированному. Причем развестись можно было в одностороннем порядке простопо почтовому уведомлению. Предполагалось, что все это «раскрепостит» женщину дляработы на фабриках и заводах наряду с мужчинами. И она будет устанавливать производственные рекорды в цеху и в поле.
Но напрактике такие вольности привели лишь к расцвету «свободной любви», разгулу проституции ипадению рождаемости. В советских женских журналах тех лет объяснилось, что женщина становится проституткой не от распущенности, а от нужды и классового неравенства. Надежда Крупская настаивала именно на такой позиции, поэтому жриц любви в РСФСР стали направлять в земледельческие коммуны, профшколы или трудовые колонии, позволяющие получить новую профессию. Отсюда и плакат – «сознательная» работница в красной косынке останавливает выходящую на панель «буржуазку» в узком платье.
На выставке много работ экспозиции посвящено этой деликатной теме.Тут и порицающие продажу тела слоганы в духе «Коммунизм – могила нищенству ипроституции», и портрет сутенера, и стихи Демьяна Бедного: «Перья, пудра,краски, мушки, // Блеск поддельной красоты, // Продающиеся «душки», безобразные «коты».Картина Федора Богородского «Кот» («Хулиган») из знаменитого цикла «Московскоедно» – отличная иллюстрация!
Но москвичка– это еще и стрелявшая во Владимира Ленина «террористка» Фанни Каплан, и жена «враганарода» писательница Лидия Сейфуллина, и схиигуменья Фамирь, которую с двумя сестрами Покровской женской обители арестовал и отправили в ссылку в Иркутскую область…
Документы,адреса, личные вещи – все это делает выставку очень живой, человечной. Кто бы мог подумать, например, что Вера Мухина, которую все знают как автора «Рабочего и Колхозницы» не только была модницей, но и сама занималась дизайном вещей. Ее туфли и головные витрины – тут же в витрине.
Посмотрите на то, как одевались, как красились, чем увлекались советские женщины. Вы удивитесь.
© For-PR.ru. Сервис быстрой публикации пресс-релизов
Обновляется через систему PIAR.IM